Заказать
звонок
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 23 стр. 8
mail@law21.ru
Консультации по телефону ежедневно без выходных с 09-00 до 22-00; очный приём только по предварительной записи

Это страшное слово — коллектор…

sudeb_pristaviЕще, буквально, лет десять назад, спроси прохожего на улице, что это – коллектор, большинство плечами бы пожали. Только спецы ответили бы: «Ну… часть генератора. Или труба такая, которая из других труб собирает…».

Сегодня же коллекторы – специалисты по сбору, а точнее, «выбиванию» долгов – не сходят с телеэкранов и страниц печатных и электронных СМИ. Из-за не совсем корректных, а зачастую и совсем некорректных методов, мягко говоря, работы.

Профессионалам, «помогающим» кредиторам собирать долги, ничего не стоит бросить бутылку с коктейлем Молотова в детскую кроватку, расклеить на улице некрологи на вполне живого ребенка должника, или дать в интернете объявление об оказании интимных услуг от имени должницы.

В Москве в адрес одного из должников поступали угрозы «сжечь ребенка».

А в Перми – по свидетельству основателя Первого социального антиколлекторского агентства Евгения Пятковского – двое коллекторов насмерть забили 28-летнего Никиту Пальянова, долг которого в МФО «Дам деньги» вырос за несколько месяцев с 1000 до 300 000 рублей. «Специалисты по взысканию» получили свои тюремные сроки, но Никиту уже не вернешь.

Откуда же вырос этот уродливый монстр на теле нашей финансово-кредитной системы?

Так ведь хотели, как лучше…

В идеале коллектор – это персональный финансовый консультант, который задолжавшему человеку может предложить разумный способ погасить долг: снизить по возможности сумму ежемесячного платежа, предложить новый график, увеличить рассрочку, указать еще какие-либо разумные шаги. И таким образом помочь вернуть банку долг.Юрист по кредитам, помощь в Москве

Поначалу, еще в 2001 году, подобный отдел по работе с должниками завел банк «Русский Стандарт». Следом поспешили «Альфа-Банк» и «Ситибанк», проявлявшие повышенную активность на рынке потребительского кредитования. Сотрудник отдела по работе с просроченными задолженностями Александр Морозов, не найдя ни одной организации, которая могла бы помочь банку собирать долги, понял, что ниша эта на рынке свободна. И 9 августа 2004 года – по американскому образцу – зарегистрировал первое профессиональное коллекторское агентство в России – «Финансовое агентство по сбору платежей».

Лиха беда – начало…

А как обстоят дела на Западе?

К чести американских коллекторов следует отметить, что деятельность их регламентируется документом «Debt collection practices». Звонить должникам коллектором дозволяется с 08.00 до 21.00 только в рабочие дни, но на работу при этом звонить запрещено. Причину звонка родственникам называть нельзя, можно только выяснять местонахождение должника. Разрешено также отправлять письма, факсы, электронные письма, смс. Можно и выезжать к должнику, но на встрече коллектор не имеет права давить на человека, а лишь дружески советовать, как разрешить вопрос с задолженностью.

Аналогичными правилами (утвержденными предписанием «Debt collection guidance») руководствуются коллекторы Великобритании.

А в Японии коллекторские агентства вообще незаконны. Вместо коллектора с должником работает юрист по кредитам.

В России тем временем..

В России за 12 лет функционирования коллекторского «механизма», он вообще не регулировался законом. На фоне постоянного роста просроченной задолженности населения, в чем отчасти повинны сами банки, выдававшие кредиты, буквально, направо и налево, коллекторы скатились к криминальным методикам лихих 90-х. Только тогда наши законотворцы спохватились.

Сегодня на рассмотрении нижней палаты парламента находятся 11 законопроектов, которые касаются коллекторской деятельности. В том числе проект о полном ее запрете, внесенный в Госдуму депутатами от ЛДПР. Но положительный отзыв правительства имеет лишь один (15 марта 2016 года он принят в первом чтении) – проект, внесенный председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным и спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко.

24 марта 2014 года законопроект о коллекторской деятельности одобрен Комитетом Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. Глава комитета Владимир Плигин сказал, что комитет будет рекомендовать принять проект в первом чтении. Так что не исключено, что в ближайшее время законопроект станет законом.

Что это даст нашим гражданам?

Во-первых, скорее всего снизится количество желающих «выбивать» долги. Поскольку все агентства должны будут зарегистрироваться в Государственном реестре, при этом закон обяжет их иметь не менее 10 миллионов рублей в уставном капитале.

Во-вторых, будут установлены единые правила общения коллектора с должником, предусматривающие возможность звонков не чаще двух раз, а личных встреч – одного раза в неделю. При этом общение запрещается с 22:00 до 8:00 по будням и с 20:00 до 9:00 в выходные дни.

Наконец, главной мерой по защите заемщика является запрет на передачу персональных данных должника сторонним лицам и организациям без его письменного согласия. При этом соответствующий пункт в договоре займа – о возможности передачи долга коллекторам – признается ничтожным, поскольку согласие должно даваться лишь после возникновения просрочки.

Помимо этого, законопроектом предусматривается право заемщика вообще отказаться от взаимодействия с коллекторами или осуществлять его только через юриста (адвоката).

Последние два пункта вызвали яростное недовольство как самих коллекторов, так и банкиров. Поскольку никто не верит, что заемщики добровольно станут подписывать бумаги о передаче их долгов коллекторским агентствам. А это, мол, приведет к свертыванию рынка кредитования физических лиц – ведь банки, страхуясь от риска невозврата долгов, сами станут повышать процент кредитования, сужая круг возможных заемщиков…

Да, такая вероятность есть, но и здесь палка, как ни странно, имеет два конца.

До сих пор эти же банки в погоне за прибылью практически навязывали кредиты потребителям, способствуя созданию нынешней ситуации – теперь же на какое-то время рынок просядет, конечно, но в перспективе банкиры станут действовать осмотрительней, а для увеличения потока клиента достаточно будет умерить аппетиты и снизить процент до цивилизованного. Тогда и клиентов станет больше, и должников меньше.

Что нам ожидать?

Резюмируя, можно сказать, что нынешний «беспредел» коллекторов, разумеется следует как можно скорей ограничить законодательно. Но проблема намного серьезней: заемщик до сих пор не защищен не только от рэкета под маской представителей кредиторов, но и от агрессивной рекламы высокопроцентных кредитов.

Да, простые люди порой ведут себя глупо, беря безнадежные кредиты, но государственная финансовая система должна предупреждать их об опасности, юридическая система – стоять на защите в первую очередь их интересов, а не принимать сторону сильного и богатого. Только так государство сможет оставаться стабильным. И законопроект о коллекторах – только один из кирпичиков в здание такого государства.