Заказать
звонок
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 23 стр. 8
mail@law21.ru
Консультации по телефону ежедневно без выходных с 09-00 до 22-00; очный приём только по предварительной записи

Страховщики тоже плачут

dtpСтраховая отказалась платить, страховая выплатила вдвое меньше положенного, страховая подала в суд…

С этими проблемами сталкивалось множество автомобилистов – и автоюристы всегда приходили на помощь водителям и владельцам транспортных средств. Это настолько не нравилось страховым компаниям (СК), что они открыто признавали нас «врагами», мешающими им «зарабатывать» (будто основная задача СК не оказание помощи автомобилистам в случае беды, а получение прибыли).

К слову сказать, страховщики, действительно, несли существенные убытки из-за многочисленных штрафов и пеней, которые были вынуждены выплачивать тем, кому поначалу несправедливо недоплатили. Суммы «не страховых» (законных!) выплат, по словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева составили в 2015 году – 18 млрд. рублей, а в 2016 – уже 25 (при общем убытке страхового рынка в 60 млрд. рублей – это более 40%!). Но кто же в том повинен, кроме самих алчных страховщиков?

Меж тем – при непосредственном лоббировании представителей сферы страхования – отдельным законодательным актом были приняты поправки в Закон об ОСАГО. И с 28 апреля 2017 года автомобилисты при наступлении страхового случая вместо получения денежной компенсации на ремонт вынуждены ремонтировать поврежденный автомобиль в аккредитованной мастерской. Денежные выплаты предусмотрены лишь в исключительных случаях.

Закон о натуральном возмещении убытков принимался для «борьбы» с «черными автоюристами», которые через суды «выбивали» «повышенные» компенсации у СК. Но не прошло и полгода, как страховщики снова «плачут»: новый закон, де, их ожиданий не оправдал.

Чем недовольны автостраховщики

После вступления в силу нового закона о компенсациях убытки не уменьшились, хотя ущерб от «черных автоюристов» вроде бы удалось снизить.

В СК «РЕСО-Гарантия» констатировали, что «уменьшения убыточности как минимум не наблюдается — похоже, закон в этой части ожиданий рынка не оправдал», — оповещают «Известия».

Руководитель дирекции розничного бизнеса СК «Ингосстрах» Виталий Княгиничев утверждает, что «поправки о натуральной форме возмещения пока не заработали», да и с «черными юристами» закон в полной мере не справился.

На сегодняшний день на рубль взносов в компании «АльфаСтрахование» приходится два рубля выплат. Об этом корреспонденту тех же «Известий» сообщил официальный представитель СК Юрий Нехайчук. По итогам текущего года компания «не только не ожидает снижения убыточности — скорее всего, убытки увеличатся».

И это при том, что в новом законе страховщики пытались себя «не обидеть». В частности, РСА рекомендует автомастерским, производящим страховой ремонт, определенные цены для закупки конкретных запчастей. Понятно, что цены эти минимизированы. Разумеется, это выгодно страховщикам, но вызывает недовольство автодилеров, которым приходится ремонтировать технику не по рыночной стоимости, а по минимальной; более того, мастерские далеко не всегда могут отыскать запасные части по такой низкой стоимости и вынуждены работать вообще на пределе рентабельности.

Директор департамента страхования финансовых услуг Автомобильной группы «Авилон» Оксана Сёмина честно говорит о проблемах: «Разница между рыночными ценами и теми, по которым приходится производить ремонт в соответствии с рекомендациями РСА, составляет от 30 до 50%. При этом мы не можем работать ниже рентабельности или искать себе альтернативных поставщиков — все запчасти должны быть оригинальными».

Но «экономии» на запчастях, а это – экономия не только на ремонтниках, но и на нас с вами, страховщикам мало.

Президент РСА Игорь Юргенс предлагает законодателям еще поработать с отдельными положениями нового закона. Недовольство г-на Юргенса вызывает, в частности, жесткое требование к расстоянию до станции техобслуживания в 50 км: «Мы прекрасно понимаем, что многие дилерские станции, отвечающие этим и ряду других требований, находятся в столице субъекта. Соответственно, если автомобиль новый и ездит где-то в области, то натуральное возмещение ему получить уже не удастся».

Если «перевести на русский», президент РСА не хочет, ни выплачивать денежную компенсацию, соответствующую реальному ремонту по рыночной цене, ни транспортировать поврежденный автомобиль на расстояние свыше предусмотренного законом. Пусть клиент сам доставляет автомобиль на ремонт в областной центр километров за 200-300. Зато у страховщиков будет прибыль.

Можем предположить, что Юргенс недоволен и тем, что у клиентов осталось право выбирать ремонтную компанию из списков страховщика, и ограничением срока ремонта, и требованием использовать новые оригинальные запчасти. Ему жилось бы куда веселей, если пострадавший в ДТП автомобиль можно было ремонтировать «бэушными» запчастями в течение сколь угодно длительного времени.

Что в перспективе

zachita_v_sudeВ перспективе все-таки пересмотр некоторых положений закона.

В Банке России уже было проведено совещание с обсуждением очередных возможных изменений в Законе об ОСАГО.

На совещании присутствовали и представители СК, и автодилеры. Велись дискуссии, в частности, по уточнению Единой методики определения стоимости восстановительного ремонта транспортных средств.

Но, вероятнее всего, грядет «либерализация» тарифов ОСАГО. Именно ее назвал «оптимальным выходом» первый зампред Банка России Сергей Швецов.

А это – наверняка – означает, что в конечном итоге расплачиваться за благоденствие страховщиков придется конечному потребителю – нам с вами.

И по-прежнему будут возникать вопросы: почему страховая тянет с ремонтом, почему страховая компания организовала некачественный ремонт, почему страховая подала в суд

И, как и впредь, отстаивать свои интересы клиентам СК смогут помочь только профессиональные автоюристы, в какие бы цвета не пытались их красить страховщики.