Если дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – ситуация для нормального дорожного движения нетипичная, то оценка причиненного в ДТП ущерба транспортному средству (ТС) – не просто типичная, а фактически обязательная.
При этом нет принципиальной разницы, кто и в связи с чем проводит соответствующую экспертизу.
Главное, что для любых дальнейших действий – восстановления за счет нарушителя, спровоцировавшего аварию, ремонта за счет страховой компании (СК), утилизации и последующего предъявления претензии виновнику – участникам аварии необходима оценка ущерба после ДТП. Разумеется, мы уже не раз обращались к этой теме, например, здесь, но в данной статье коснемся ее с практической точки зрения: что конкретно нужно делать и в какой последовательности.
Как вести себя сразу после аварии
- Если ваше ТС застраховано по ОСАГО или ОСАГО, сразу позвоните в СК и поступайте в соответствии с полученными рекомендациями от страхового комиссара.
- Сфотографируйте хотя бы на смартфон обстоятельства ДТП (положение ТС, место аварии и др.) и полученные повреждения – вплоть до отдельной царапины.
- Получите все положенные документы от сотрудников ДПС. Проконтролируйте, чтобы в протоколе и справке о ДТП повреждения были описаны детально и подробно. За неописанные дефекты СК ничего не выплатит – и вы получите меньше, чем вам положено.
От этих предварительных мер в значительной степени может зависеть размер компенсации (объем ремонта), однако точную сумму может определить только профессиональная экспертиза.
Кто и каким образом оценивает причиненный автомобилю ущерб
Каждая страховая компания сотрудничает со своей оценочной организацией или экспертом. Вы при наступлении страхового случая пишите заявление на страховую компенсацию – и СК согласовывает с вами время проведения оценки ущерба, подлежащего компенсации.
Вы в указанное время обязаны предоставить поврежденный автомобиль (или иное ТС) для осмотра (либо, если ТС не может передвигаться, к месту его хранения выезжает эксперт).
Эксперт (или эксперты) проводит оценку повреждений и выносит заключение о сумме ущерба, которое подписывается всеми сторонами – самим экспертом, представителем страховой и автовладельцем, то есть вами. Именно эта сумма в последующем выплачивается вам страховщиками, если конечно не используется натуральное возмещение ущерба (ремонт).
Страховые компании снижают убытки?
И все бы хорошо, если бы СК не была заинтересована в том, чтобы максимально на вас сэкономить, то есть незаконно занизить выплаты. Эксперт, разумеется, мотивирован.
Конечно, это не явный криминал вроде подкупа. Чаще всего в ходу принцип «ты мне – я тебе», когда оказываются взаимно выгодные услуги.
И стоимость ущерба снижается не явно, а «обоснованно» — чаще всего преувеличивается степень износа поврежденных деталей.
Сегодня, когда вместо денежной компенсации СК организует ремонт поврежденного автомобиля, эта проблема вроде бы уходит в прошлое.
Но, во-первых, ремонт тоже можно «организовать» на разные суммы, а, во-вторых, законом предусмотрен ряд исключений, когда предусмотрено денежное возмещение.
И если вы столкнулись с вопиющей наглостью оценщиков, понимая, что вам причинен ущерб явно больший, чем насчитано – единственное, что можно сделать – организовать независимую экспертизу. И с ее результатами обращаться в СК, а если понадобится – и в суд.
Оценка ущерба после ДТП независимой экспертизой
Независимые экспертные компании не ангажированы страховыми компаниями. Напротив, их клиентами чаще всего становятся именно автовладельцы, обманутые «карманными» экспертами СК. Процедура экспертизы платная, но ее проведение позволит вернуть значительно большую «недоплаченную» сумму.
Порядок проведения оценки ущерба:
- С независимой экспертной компанией заключается договор об оценке ущерба после ДТП;
- Согласовывается место и дата проведения экспертизы;
- О проведении оценки оповещается виновник аварии и СК (они могут присутствовать);
- Эксперты составляют акт осмотра, делают фотографии повреждений, рассчитывают стоимость ущерба;
- Затем экспертами пишется отчет об оценке с заключением о размере ущерба, который выдается на руки заказчику.
Если эксперты подозревают, что ТС имеет скрытые повреждения, следует договориться о необходимой разборке-сборке с автосервисом (время и оплату). И уже туда приглашать эксперта, который будет повреждения фиксировать, а затем уже оценивать стоимость необходимых восстановительных работ (то есть ущерба).
О том, как правильно выбирать экспертную компанию, и какую помощь при проведении оценки ущерба вам могут помочь автоюристы, в частности, адвокаты по ДТП – вы можете прочесть в уже упомянутой выше статье.