Заказать
звонок
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 23 стр. 8
mail@law21.ru
пн-пт: с 10 до 21 ч.; сб-вскр: с 14 до 20 ч.

Единый агент РСА

Нет, речь не о знаменитом агенте 007. Бонде. Джеймсе Бонде.

Речь о нововведении Российского союза автостраховщиков (РСА), призванном в очередной раз «улучшить» положение автомобилистов – избавить их от необходимости неделями и месяцами ждать очереди на ОСАГО, которая возникает из-за отсутствия в регионах соответствующих бланков у страховых компаний (СК).

Кому и зачем нужен агент РСА?

Попытаемся для начала разобраться, отчего возникла проблема.

Впервые кризис ОСАГО грянул несколько лет назад. В связи с тем, что в некоторых южных регионах «автогражданка» стала убыточной, страховщики начали бросать рынок: закрывали офисы, доставляли в регионы минимальное количество бланков ОСАГО. В итоге, многие автомобилисты на смогли законно сесть за руль, ведь ОСАГО – это обязательное условие допуска к выезду на дорогу. Но о социальной ответственности за это СК, разумеется, не ощущали. Зато, в связи с падением бизнеса, задались двумя извечными вопросами.

Кто виноват?

Разумеется, автоюрист, страховой юрист ОСАГО. Не сами же страховщики! Не то, что в погоне за прибылью они неоднократно увеличивали стоимость страхования (мотивируя, разумеется, заботой о населении), вызывая бойкот «автогражданки» этим населением и вынужденную покупку малоимущими его слоями поддельных полисов, снизило доходы, нет. Доходы страховщиков снизили юристы, которые отсуживали у СК те деньги, которые страховщики стремились недоплатить своим клиентам.

Справедливости ради, нужно отметить, что проблема криминальных «автоюристов» существует. И о ней мы, несомненно, поговорим в другой статье.

Как и проблема поддельных полисов.

Но даже при наличии проблем «раскрутили маховик» кризиса сами же СК: вместо того, чтобы бороться за клиента, увеличивать объем продаж страховой услуги, по возможности снижая цену (как диктует классический «рынок»), они стали сворачивать деятельность в проблемных регионах, на порядок увеличив тем самым число подделок, и пытаться «экономить» на собственных страхователях, активизировав автоюристов – в том числе, увы, и криминальных.

Теперь, поняв, что круг замкнулся, спохватились. И в полный рост поднялся второй российский вопрос.

Что делать?

Первое действие новым не оказалось. В очередной раз были повышены тарифы. Ситуация «улучшилась», и СК начали возвращаться на заброшенные рынки. Но пружина в очередной раз разжалась: население проголосовало рублем – прибыль получили мошенники, предлагающие дешевые «фальшивки», СК понесли очередные убытки. Необходимо было вновь срочно «позаботиться» о населении.

 И на сцену вышел «агент».

На президиуме Российского союза автостраховщиков было принято решение о создании «единого агента РСА», который будет иметь право продавать полисы любой из СК присутствующих на рынке. Отдельной структуры для агента решено не создавать.

В качестве единого агента может выступить любой страховщик, присутствующий в конкретном регионе, если он решил принимать участие в этом начинании. При этом каждому конкретному покупателю он продаст полис той компании, которая выпадет ему случайным образом.

Механизм выбора достаточно прост, о нем много где пишут, поэтому останавливаться на нем смысла нет. Важнее другое: если автомобилист получил полис компании, которой в данном регионе нет, единый агент при наступлении страхового случая обязан обслужить клиента как собственного.

Как это должно работать?

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев пояснил, что «единый агент» — это механизм перераспределения рисков в убыточном сегменте автострахования. Снятие убытков с активных на проблемных («токсичных») рынках СК и распределение их между всеми участниками рынка должно сделать бизнес в таких регионах менее проблемным и тем самым снять напряжение для автовладельцев, проживающих в этих областях.

Правда, 11 страховых компаний отказались от участия в совместных продажах (это, собственно, и есть суть нововведения) – и в ближайшее время в соответствии с уставом РСА будут лишены лицензий на ОСАГО и уйдут с рынка.

Это:

  • «Альянс», «СК БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОС», «Д2 Страхование», «ЖАСО», «ИФ» — эти компании «автогражданкой» не занимались вообще, либо их деятельность в этой сфере ограничена регулятором (ЦБ);
  • «БИН Страхование», «СГ МСК», «СК «ТРАНСНЕФТЬ» — уже вошли в состав других компаний или ведется слияние, самостоятельно заниматься ОСАГО не будут;
  • «Капитал страхование» и «ВТБ Страхование» — работают с ОСАГО, но доля их на рынке незначительна (менее 3%). Предпочли отказаться от ОСАГО вообще, чем оказаться насильно втянутыми в проблемные регионы;
  • «Страховая группа «УралСиб» — единственная крупная компания (15 место в РФ по объему собранных премий по ОСАГО).

Но, как видим, подавляющее большинство крупных страховщиков (кроме «УралСиба») – на сегодняшний день 68 компаний – поддержали новшество, считая, что оно принесет пользу.

Открытым остается вопрос – кому.

Хотели как лучше

Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) дала «добро» на продажи полисов ОСАГО по схеме «единого агента» – и со 2 августа «агент» приступил к работе в шести «токсичных» регионах: Краснодарском крае и Ростовской, Волгоградской, Ивановской, Челябинской и Мурманской областях. К ноябрю месяцу к ним прибавились еще восемь: Мордовия, Татарстан, Башкортостан, Ставропольский край, Нижегородская, Кировская, Ульяновская и Архангельская области.

С победными реляциями РСА можно ознакомиться во всех российских СМИ. Мы же приведем недавние отзывы автомобилистов на тематических сайтах и форумах интернета. Без комментариев. Исключив лишь обсценную лексику.

«Да, появился этот агент. Только людям ничего объяснить не могут, как всегда. Все в недоумении. Электронные полисы не работают, невозможно его себе выписать, постоянно какие-то трудности с базами, что-то там компьютерщики все докручивают.

dtpВ Краснодаре у всех страховщиков очередь на три недели вперед. Люди ежедневно отмечаются в очередях, в лучшем случае — созваниваются. Я сегодня под номером 355. а страховка заканчивается через три дня. И опять начинает процветать мародерство чистой воды. Можно получить полис и сегодня, но с доплатой минимум в 3 т.р. Спасибо всем чинушам за очередную реформу. Когда вы перестанете залезать людям в карман? Вот тогда, видимо, и наступит счастье для всех».

«Сделали ОСАГО по единому агенту, ближайший офис по урегулированию за 300км находится, какой резон так подставлять водителей? В случае чего я что должен кататься к ним по 600км туда обратно? А если еще и авто на осмотр им предоставить надо будет, заказывать эвакуатор и везти к ним? У меня машина столько не стоит уже…».

«Вот скажите, зачем мне идти в страховую компанию и покупать полис другой страховой компании, если я с таким же «успехом» могу купить полис той компании, в которую пришла? Ведь проблема не в том, что полисов нет. Проблема в том, что в офис попасть нереально.

Принимают пару человек в день, люди приходят — ночью очередь занимают. Я вот в пятницу проехалась по страховым (Ростов): в РЕСО и в Максе хоть есть, где ожидать, а в ВСК все на узкой лестнице толпились, на улице было больше + 35 градусов…

Зачем и к чему этот единый агент???»

Не счесть им числа

Единственное, что тут можно заметить: получилось как всегда.

И пока страховые компании будут озабочены лишь своими прибылями (или минимизацией убытков на проблемных направлениях), не задумываясь о том, каким боком их начинания оборачиваются для населения, страховой юрист без работы не останется.

Поэтому мы напоминаем: если вы «обижены» страховой компанией – обращайтесь в «Юрфилд». И мы постараемся вам помочь.

И – разумеется – мы используем в нашей работе только законные методы.