Заказать
звонок
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 23 стр. 8
mail@law21.ru
пн-пт: с 10 до 21 ч.; сб-вскр: с 14 до 20 ч.

Реформа ОСАГО

Час пробил!

dtp28 апреля вступил в силу новый порядок возмещения ущерба пострадавшим в ДТП — в рамках договоров обязательной автогражданской ответственности (ОСАГО) —  в соответствии с законопроектом, принятом Госдумой 17 марта 2017 года в окончательном чтении.

Прежде, чем разбираться, насколько это реформа действительно отвечает интересам и чаяниям автовладельцев — рассмотрим основные положения обновленного Закона об ОСАГО.

Новый закон об ОСАГО

Нововведения обсуждались во всех средствах массовой информации — и до сих пор на слуху. Поэтому цитировать не будем — а приведем новые положения тезисно.

  1. Вместо выплаты денежной компенсации страховым возмещением теперь является ремонт поврежденного автомобиля на СТО из списка, предложенного страховой компанией (СК).
  2. В ряде специально оговоренных случаев возможна денежная компенсация (полное уничтожение автомобиля в ДТП, гибель потерпевшего и др.).
  3. СТО должна находиться в разумной доступности (до 50 км).
  4. При ремонте должны использоваться новые детали.
  5. Срок ремонта не может превышать 30 дней.
  6. Ответственность за качество ремонта несет не СТО, а СК.
  7. Закон действует лишь в отношении новых — заключенных после вступления его в силу — договоров ОСАГО.

Есть во всех этих положениях некоторые нюансы, оговорки и иные тонкости, но в целом тезисы суть нововведений передают в полном объеме.

Зачем понадобились новшества?

Если мы скажем, что исключительно ради блага и удобства автовладельцев вы поверите?

Тем не менее, президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс ликует: «Такая процедура уже давно действует и успешно себя зарекомендовала в КАСКО, когда автовладелец полностью избавлен от хлопот получения денег, а затем поиска станции, где ему отремонтируют автомобиль» (Газета.Ру).

Сдается нам, что г-н Юргенс несколько лукавит.

Ведь совсем недавно он высказывался иначе:

«С одной стороны, сделан некий шаг вперед – создан заслон неправомерным действиям автоюристов. Но, как всегда, во имя призрачных интересов народа законодатели не разобрались в мелких для потребителя, но важных для рынка деталях — УТС, ПВУ для коллективных ДТП и прочем» (Издание «Ъ»).

(Напомним, что под аббревиатурой УТС скрывается «утрата товарной стоимости», а ПВУ означае «прямое возмещение убытков»).

«Призрачные интересы народа», который следовало бы, видимо, и вовсе избавить «от хлопот получения денег», мало интересуют автостраховщиков. Куда важней им «неправомерные действия автоюристов».

Еще бы!

В пресс-службе РСА той же Газете.Ру без обиняков сообщали:

«Наш главный бич — это автомошенники. Согласно нашему исследованию по всем регионам, оказалось, что за 2015 год страховые заплатили 18 млрд после судов со всяческими автоюристами. А по итогам 2016 года, по нашей оценке, эта цифра достигнет 25 млрд рублей. Кроме того, есть практика инкассовых списаний со счетов СК, которые вообще сложно отследить. Мы долго бились, чтобы понять, какая это цифра, поскольку она не отражается в общей статистике. И оказалось, что к этим 25 млрд рублей по итогам 2016 года можно прибавить еще 15 млрд рублей.

То есть 40 млрд рублей — это объем теневого рынка, который мы теряем каждый год».

dolgiТеперь представьте такую картину. Пострадавший в ДТП обращается в СК, застраховавшую ОСАГО виновника, а страховая не платит. Под самыми разнообразными предлогами (но цель при этом одна — сэкономить на клиенте). Или выплачивает «смешные» деньги, которых не то, что на полноценный ремонт — на «напиться с горя» не хватит.

Обиженный автовладелец обращается за помощью к «всяческим автоюристам», и те — законным образом, через суд — возвращают обманутому страховщиками гражданину недополученные деньги, да еще и штрафы в его пользу взимают за некорректное, мягко говоря, поведение автостраховщиков.

А те поднимают вой: «автомошенники ограбили на 40 миллиардов!». Плач Ярославны на стене Путивля и рядом не стоял.

Нам кажется, что причина нововведений, инициированных автостраховщиками, изначально была понятна: уйти реальных от денежных потерь из-за собственной же жадности в «натуральные» взаимоотношения: загнать автомобиль потерпевшего на ремонт, поставить на авто бывшие в употреблении детали (в очередной раз сэкономив), а ответственность с себя за качество переложить на ремонтников. Но что-то пошло не так.

Неужели лед тронулся?

Теперь пресс-служба РСА уверяет: «В целом есть моменты, которые нас не устраивают. Но мы заняли такую позицию, что версия закона, которая согласована Банком России и Минфином, является приемлемой. Хотя ее во многом и перекроили от изначальной версии в пользу автовладельцев. Но мы поддерживаем саму идею и готовы уступать в пользу потребителей».

vozvrat_pravНе защищать своих клиентов от неприятностей, в чем заключается сама суть страховой деятельности, не возмещать клиентам потери в полном объеме они готовы, а «уступать», поступиться частью своих доходов — лишь бы не терять деньги в тяжбах с теми, кому обязаны были помогать.

Надо отдать должное нашим законодателям, которые вынудили страховщиков исключить из своих расчетов коэффициент износа запчастей и взять на себя ответственность за качество ремонта, проведенного в рамках компенсации по ОСАГО. Это — действительно в интересах рядовых граждан.

Что еще хорошего в новой редакции Закона об ОСАГО, а с чем можно спорить?

Плюсы:

  • Машину приведут в исходное состояние без вашего участия;
  • В нее поставят новые запчасти (без учета износа поврежденных), исключив ваши затраты, которые прежде не учитывались СК;
  • Сроки ремонта вполне приемлемы (хотя тех, кто пользуется автомобилем ежедневно, и тут не все устроит).

Минусы:

  • Ремонтировать машину будут все-таки на СТО из списка СК, то есть изначально связанных со страховщиками теми или иными отношениями, а не на независимых;
  • При незначительных повреждениях больше будет невозможно ездить на неотремонтированном автомобиле, а полученные деньги пустить на более насущные нужды;
  • Под большим вопросом остается качество ремонта.

Последний вопрос — едва ли не самый главный.

Автор сайта «Как бороться со страховой компанией» Сергей Беляков предупреждает:

«Как именно требовать качественного ремонта от мастерской, которая сделала машину плохо, пока никто не знает. В законе это подробно не прописано, разъяснения от Банка России не появились, судебной практики нет. Видимо, в первые месяцы действия новой системы возмещения будет много неразберихи».

В этом мы склонны с ним согласиться.

strah_ne_platitИ хотя в законе отмечено, что ответственность за качество ремонта несет СК и определена гарантия на ремонт устанавливается (6 месяцев, а для кузовных и лакокрасочных работ – год), неясно, каким образом автомобилист будет предъявлять претензии страховщикам, если на второй день после выезда из мастерской его «росинант» неожиданно заупрямится и откажется везти своего владельца дальше. А главное, неясно, как страховые компании будут реагировать на возможные претензии. Хотя предположить нетрудно.

В итоге, можно сделать вывод, что выгодные автостраховщикам поправки в Закон об ОСАГО на деле видоизменились в такие, которые, вправду, становятся удобны конечному потребителю. Что не может не радовать.

А возможные конфликты автолюбителей и СК, которые будут возникать уже в рамках взаимоотношений, регулируемых новой редакцией Закона об ОСАГО по-прежнему будем разрешать мы — те самые «всяческие автоюристы».