Заказать
звонок
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 23 стр. 8
mail@law21.ru
Консультации по телефону ежедневно без выходных с 09-00 до 22-00; очный приём только по предварительной записи

Конституционный суд: ущерб без учета износа с виновника

dolgiУщерб без учета износа с виновника ДТП: так решил Конституционный Суд РФ.

10 марта 2017 г. Конституционный Суд РФ разрешил вопрос о том, как получить возмещение ущерба от ДТП в полном объеме без учета износа.

Судебная практика по вопросу взыскания ущерба без износа до недавнего времени была отрицательной.

Между тем, еще в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 судам были даны разъяснения включать в состав реального ущерба расходы на восстановление автомобиля, в случае, если для восстановления требовались новые материалы.

Но, к сожалению, суды не стали руководствоваться данным разъяснением и практика разрешения таких дел сложилась таким образом, что ущерб стал определяться только по Единой методике.

Следует отметить, что Единая методика не учитывает реальные цены на восстановление автомобилей, используя лишь средние цены в регионе, при этом цены на запчасти берутся из справочников и мало приближены к реальным (цены на запчасти можно посмотреть на сайте РСА).

Больше того, в 2016 г. Верховный суд выпустил обзор Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного суда РФ 22.06.2016) согласно п. 22 которого с 17.10.2014 г. расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и для определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с Единой методикой, т.е. с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

Таким образом, до последнего времени суды взыскивали ущерб с виновника ДТП только в размере, который определялся по Единой методике ЦБ РФ.

Однако, Конституционный Суд РФ с такой позицией не согласился и указал следующее: «Такое понимание оспоренных норм не учитывает различное предназначение мер защиты прав потерпевшего.

Это приводит к несоразмерному ограничению его права на возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности, нарушению конституционных гарантий права собственности и права на судебную защиту.

Закон об ОСАГО и основанная на нем Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора по ГК РФ  полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП.

Суды при этом могут уменьшать суммы ущерба, если в процессе ремонта использовались новые  детали, узлы и агрегаты, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной  замене, а также, если виновник ДТП изыщет более разумный способ исправления повреждений имущества».

Другими словами, Конституционный Суд РФ высказал позицию, что разницу между ущербом, выплаченным страховой компанией и реальным ущербом без износа можно взыскать с виновника ДТП.

Но при этом, стоимость деталей с нормальным постоянным износом подлежит уменьшению. А кроме того, размер ущерба может быть уменьшен и в том случае, если виновником будет предложен более разумный способ исправления повреждений имущества.

Пока данная позиция Конституционного Суда о взыскании с виновника ущерба без износа не используется судами, однако, в ближайшее время можно с уверенностью ожидать, что ущерб будет возмещаться в полном объеме с виновников ДТП.

В любом случае, по всем спорным вопросам Вы всегда можете обратиться в нашу организацию (позвонить по телефону 8-495-720-99-39 или приехать на бесплатную консультацию).

Мы проведем предварительную оценку перспектив судебного взыскания и предварительный расчет суммы ущерба, которую можно взыскать без износа с виновника ДТП.

При необходимости подготовим претензии, иски и проведем всю работу по взысканию ущерба.

Отзывы

  1. Ну да.
    Вкратце объясню.

    Раньше, когда ты обращался за выплатой по полису ОСАГО, тебе платили минимум, определенный по единой методике расчета (брали средние цены на запчасти по справочникам РСА, брали минимальную стоимость нормочаса и выходило процентов 40-50 от реальной стоимости ремонта). То есть, с носом оставался владелец поврежденного автомобиля, получая 50% от реального ремонта.
    Теперь же решили, что это неправильно.

    Разницу между ущербом, определенным по методике и реальными расходами на ремонт возместит виновник ДТП.
    Раз бабла у страховщиков нет, пускай доплачивают водители.

    И теперь вместо того, чтобы сделать нормальные выплаты по ОСАГО (сделать нормальную стоимость запчастей и работ в единой методике) решили оставить убогие расчеты по ОСАГО, а остальное повесить на виновников ДТП.

    То есть теперь по сути сложилась ситуация, когда КС сказал:
    Выплаты по ОСАГО не покрывают реальный ущерб, но это нормально (соответствует закону). При этом, за полный ущерб отвечает водитель.