Российский союз автостраховщиков (РСА) опубликовал статистику, которая свидетельствует, что в июле 2015 года в Российской Федерации за страховой выплатой по «европротоколу» обратились 21879 автовладельцев, при этом 18291 раз страховые компании выплатили причитающиеся суммы. Однако и в Москве, и в регионах этот вид оформления ДТП наименее популярен (5-7% от всех аварий, хотя более, чем в 90% аварий, пострадавших нет).
Напомним, что европротокол – это способ извещения страховой компании (СК) о ДТП без вызова сотрудников ГИБДД и аварийного комиссара. Широко применяется в странах Евросоюза, поэтому после введения в России в марте 2009 года и получил у нас это название.
Но популярнее от этого он не стал. Хотя, казалось бы, очень удобен: если повреждения незначительны и нет пострадавших, достаточно в течение нескольких минут оформить документы и спокойно ехать дальше, не проводя томительные часы ожидания посреди дороги, мешая при этом другим участникам движения.
Во-первых, многие боятся не уложиться в лимит стоимости повреждений (изначально – всего 25 тыс. рублей, сейчас – 50 000). Правда, в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях с октября 2014 года он увеличен до 400 000 рублей (только при соблюдении определенных условий: фото- или видеофиксация происшествия, повреждений, координаты в навигаторе и др.), а это уже солидная сумма. И если она побудит автовладельцев европротокол использовать, действие лимита будет распространено на всю страну.
Во-вторых, европротокол работает, если один из двух участников ДТП добровольно признает себя виновным – а это не для наших людей.
В-третьих, участники ДТП опасаются неправильно оформить бумаги – и лишиться страховой выплаты. Тем более, что СК стремятся именно отказать в выплате, в свою очередь опасаясь мошенничества.
Поэтому большинство водителей предпочитают пару часов подождать сотрудника ДПС, чем потом долгие месяцы добиваться законных денег. Не исключено, что потребуется и суд, и юрист по ДТП. Москва – суетный город с огромным количеством автотранспорта. И такой выбор участников столкновения вынуждает остальных водителей также часами простаивать в образовавшейся многокилометровой пробке, увы.
Вопрос с лимитом решать не нам, менталитет сограждан тоже не переделать, но напомнить основные нюансы оформления протокола с тем, чтобы вы могли избежать неправильного заполнения извещения, просто необходимо.
Оба водителя должны заполнить только одно извещение о ДТП. Первый свою колонку, второй – свою. После совместного заполнения лицевой стороны бланк разделяется – и каждый водитель заполняет свой экземпляр. В заполнении граф особых трудностей возникнуть не должно, пустые графы не оставляйте – ставьте значок Z. По возможности зафиксируйте данные свидетелей. Опишите наружные повреждения (скрытые – дело экспертов) и обстоятельства ДТП, нарисуйте схему ДТП и не забудьте поставить подписи.
Наиболее часто ошибки возникают как раз при заполнении пункта 16 «Обстоятельства ДТП».
Обстоятельства описываются комбинацией подпунктов, в которых требуется поставить галочки. Зачастую их расстановка приводит к противоречию – нужно внимательно следить, чтобы этого не случилось. И термины – обгон, смена полосы, остановка, стоянка – трактовать исключительно в рамках ПДД. Кроме того, не забыть вписать количество отмеченных клеток.
И еще один сложный пункт – 17 «Схема ДТП».
В ней необходимо отметить не только два столкнувшихся автомобиля, но и контуры проезжей части, разметку, дорожные знаки, указатели и светофоры. Написать название улиц и номера домов, марки и номера обеих машин, а также направление их движения и место удара.
Если сложная схема не умещается на бланке – составьте ее на отдельном листе, поставьте обе подписи, а в извещении укажите факт наличия дополнительного рисунка.
Наконец, помните, что установленные сроки подачи извещения о ДПТ в рамках европротокола – 5 рабочих дней с момента происшествия. Ремонт можно начинать через 15 или письменно согласовывать иные сроки со страховой компанией.